Внутренний диалог

Опубликовано 01.06.2010, автор Андрей Аланов

Побег от компьютера

 

Записные книжки Moleskine стали явлением, что, вне всякого сомнения, радует тех, кто продвигает их в широких массах. Старая как мир записная книжка явила собой альтернативу карманным компьютерам, смартфонам и ноутбукам. Многие люди устали от двоичных кодов. Компьютеры в офисе, компьютеры дома, компьютеры, рассованные по карманам, – на подсознательном уровне это пугает.

Именно поэтому те, кто открыл для себя Moleskine, объединяются в клубы и наперебой расхваливают достоинства союза шариковой ручки и бумаги в клетку. Найти этих ребят в Интернете не составляет труда.

Каждый из них может рассказать вам историю своего фетиша. Каждый добавит что-то от себя, но правда от этого не пострадает. Потому что нет более убедительной правды, чем профессионально исполненный PR.


Правда о Moleskine

 

На самом деле и Ван Гог и Матисс делали наброски своих шедевров в маленьких записных книжках. Их можно увидеть в музеях. Записные книжки Хемингуэя также доступны для изучения. В процессе этого самого изучения можно воочию убедиться в том, что определенное сходство с продукцией Moleskine очевидно присутствует. Это и формат, и округлые уголки, и непромокаемая обложка, и даже характерная резинка, не позволяющая книжке раскрываться в самый неподходящий момент. Писатель Брюс Чатвин скупал их ящиками в тот момент, когда их производство вдруг прекратилось… Moleskine – это ретро. Это качественная, слегка желтоватая бумага и звучащие в подсознании мелодии 50-х. В те времена еще на знали поточного производства. Канцелярские магазины еще на наводнили дешевые блокноты с пластиковыми обложками и страницами из переработанного сырья. Записная книжка писалась с заглавной буквы «В», потому как была – «Вещь». Примерно тогда последняя французская фабрика, производившая подобные книжки, сгорела дотла. А вместе с ней сгорела и легенда. Новые времена принесли с собой новые игрушки. Поколение успешных менеджеров 80-х подарило миру моду на ежедневники с кольцевым механизмом, их дети – привычку планировать жизнь и делать пометки в диалоговом окне программы Outlook.

И вот в середине 90-х энергия творческого горения и естественная потребность заработать деньги подвигли группу итальянских дизайнеров возродить классическую записную книжку из пепла. Компания Modo & Modo выпустила целую линейку записных книжек, не забыв снабдить брэнд Moleskine красивой историей. Специальная модель для репортеров, книжка для эскизов, записи нот и даже модель для режиссеров, где удобно делать раскадровку сцен будущего фильма, – без внимания не осталась ни одна возможная нужда творческого человека.

Однако результат превзошел все самые смелые ожидания. Moleskine стал культовым предметом. Оказалось, что запись мыслей на бумаге – естественный способ побега простого человека из компьютерного плена.


Нервная дрожь

 

С точки зрения психологии и физиологии запись информации при помощи карандаша и бумаги значительно превосходит по своей эффективности любые электронные и цифровые способы.

Дело в том, что скорость работы подсознания среднестатистического человека на сегодняшний день в миллион раз превосходит скорость самого дорогого и мощного компьютера. Это научный факт. Для нас же важно другое. А именно то, что единицы и нули двоичного кода машин могут фиксировать информацию, но не дают никакой обратной связи. Это мертвая информация, она никак не связана с ассоциациями, чувствами и эмоциями того, кто ее ввел.

Другое дело – написанный текст. Все дело в микровибрациях руки. Глядя на рукописные заметки, их автор автоматически восстанавливает все, что связано с зафиксированными данными. Это и настроение, и окружавшие его запахи, и в десятки раз больший объем информации, не вошедшей на бумажный носитель. Таким образом, записная книжка становится своеобразной машиной времени, пробуждающей прошлое во всех подробностях.

Не случайно студенты-отличники предпочитают записывать лекции профессора в обычную тетрадь, а вовсе не на диктофон. Человек лучше помнит то, что видит, чем то, что только слышит. Это тоже факт. Но не такой, конечно, сенсационный, как «микровибрация руки».


Product Placement

 

Особенно хорошо процесс «ненавязчивого» рекламирования всего и вся в кинофильмах показан в «Шоу Трумена»: «Милый, не желаешь ли чашечку нашего любимого кофе (марка), который прекрасно тонизирует, утоляет жажду и насыщен витаминами?»

В случае в Moleskine все несколько тоньше и интеллигентнее.

В кадре культовая записная книжка засветилась в таких картинах, как «Потанцуй со мной», «Амели», «Талантливый мистер Рипли», «Сокровище нации» и многих других. Каждый раз эта пафосная записная книжка оказывалась в руках людей неординарных. У них или были какие-то внутренние конфликты, либо процесс неуправляемого творческого поиска. Нам как бы намекали: Moleskine -- это знак, признак.

Хотя на самом деле слово moleskine в прошлом обозначало не что иное, как вощеный холст. Им пользовались французские и английские рыбаки. Позже этим же словом называли «чертову кожу», «рыбью кожу», а именно – любой заменитель натуральной кожи, вплоть до дерматина. В русском языке «молескин» -- плотная прочная хлопчатобумажная ткань, обычно окрашенная в темные цвета.


Сообщество графоманов

 

Изучать многочисленные форумы, созданные владельцами Moleskine и посвященные особенностям использования этих записных книжек, весьма интересно.

Подавляющее большинство участников – простые люди: менеджеры, студенты, хотя встречаются и весьма известные творческие личности – дизайнеры больших рекламных агентств, модельеры…

Интересно, чему люди посвящают специальную записную книжку. Просто перечень: радостные события, новые, неизвестные ранее слова, описания пород собак, события, вызвавшие приступ ярости, анекдоты… Список можно продолжать до бесконечности.

Отдельная категория – те, чей жизненный стиль – минимализм. Эти люди отказались не только от электронных устройств, но даже от обычных ежедневников. Кстати, в модельном ряду Moleskine ежедневник есть. Но минималистам подавай чистые страницы! Они сами решают, как расчертить страничку на неделю или на день, а своим опытом охотно делятся с посетителями всемирной паутины. Это могло бы показаться простым чудачеством, если бы таких людей не было несколько тысяч!


Рукописи не горят

 

Записная книжка -- как вещь. Здесь необходимо об этом написать – таков долг автора перед обществом. Потому что, воспев записные книжки Хемингуэя, мы уделили слишком много внимания Modo & Modo. Но итальянцы ничего не изобрели! Они лишь напомнили миру о ценностях вечных и простых. Записная книжка хороша тем, что спустя годы дает отличный материал для мемуаров. Можно вообще ничего не переписывать, а просто так и отнести в редакцию. Какой-нибудь очередной Макс Фрай подпишется в соавторы, и состоится Книга.

Записная книжка хороша также как средство духовной организации индивида. На одном из уже упомянутых форумов говорилось о записи поводов к ярости. Но кому-то может оказаться полезным записывать радости, вести летопись веселья и моментов подлинного счастья.

Записная книжка – она же рукопись. А рукописи, как известно, не горят. Прежде чем что-то написать, подумайте – а кто и при каких обстоятельствах сможет это прочитать?


Андрей Аланов
"Free Тайм", № 11 (90) 2005 г.

Шаблоны интернет-магазина
Шаблон интернет магазина - Металлик